Вернуться к алгоритму -> Шаг 4. Собираем идеи для предстоящей работы
Игра «Эколото»

Данная игра[1] способствует рефлексии школьниками своего отношения к природе, своего повседневного поведения в ней. Проводится она следующим образом. Участники рассаживаются, по возможности, в круг, в центре которого находится стол, на котором разложены 23 стопки карточек (в каждой стопке по нескольку одинаковых карточек – чем больше, тем лучше).
Ведущий (классный руководитель – он также играет и как простой участник) берет из первой стопки карточку и зачитывает вслух то, что на ней написано. Если то, что написано на карточке, применимо к кому-то из участников игры, тот поднимает руку и получает эту карточку. При необходимости ведущий может попросить участника доказательств того, что он действительно может взять себе данную карточку. Если претендентов на карточку много, то они также получают карточки из первой стопки.
То же самое проделывается с карточками из второй стопки, третьей, четвертой и т.д. Если какая-то из карт оказалась невостребованной, она откладывается в сторону, а игра продолжается.
Когда все карты распределены, каждый школьник по имеющимся у него карточкам мысленно составляет рассказ-портрет о себе. Если вы чувствуете, что здесь могут возникнуть затруднения, то можно работать над составлением обобщенного портрета класса.
Заслушиваются два-три рассказа школьников (если желающих нет или их мало, классный руководитель может выступить в качестве первого рассказчика о себе самом, подав тем самым пример другим).
Обсуждаются портреты: о чем они говорят, как нас характеризуют, что нам не нравится в самих себе, какую опасность для природы представляет наш образ жизни, что мы можем здесь изменить и т.п.
Содержание карточек
1.    Из окна машины, автобуса или поезда (если никто не видит) я иногда выбрасываю фантики или пустые бутылки.
2.    Мне нравится выращивать какие-нибудь комнатные растения.
3.    Я всегда закрываю водопроводный кран, если вижу, что из него без дела капает вода.
4.    Я никогда не оставляю после себя мусор в лесу, а складываю его в пакет и уношу с собой.
5.    Я думаю, что никогда нельзя покупать ландыши и подснежники у уличных торговцев.
6.    Когда я мою руки или умываюсь, то стараюсь делать небольшой напор воды.
7.    Мне жалко животных, которых убивают только для того, чтобы люди носили дорогие модные шубы или шапки.
8.    Я знаю, сколько мои родители платят за электроэнергию.
9.    Если мне нужно что-нибудь выбросить на улице, я всегда для этого ищу урну.
10.    Сломанные игры или игрушки я чаще выбрасываю, чем стараюсь их починить.
11.    Я всегда выключаю свет, если в помещении никого нет.
12.    Я хочу, чтобы родители чаще меняли мне мой мобильник на более новый и модный.
13.    Я знаю, что такое энергосберегающая лампочка.
14.    Я знаю, для чего туристы обжигают в костре использованные консервные банки.
15.    Мне нравится ухаживать за животными.
16.    Я считаю, что животные – такие же полноправные хозяева Земли, как и люди.
17.    Я бы предпочел пользоваться одноразовой посудой, чтобы не мыть обычную.
18.    Я стараюсь не кричать и не разговаривать очень громко в лесу, потому что это может напугать птиц и зверей.
19.    Не люблю охотников.
20.    Я не согласен с фразой «Человек – царь природы».
21.    Газон или клумбу с цветами я скорее обойду, чем пройду по ним.
22.    Если я бросил мусор и не попал в урну, я вернусь и сделаю как надо.
23.    Я считаю, что вещей для жизни (одежда, обувь, посуда, бытовая техника и т.п.) не должно быть в избытке.
 
[1] Игра разработана по аналогии с настольной игрой, описанной М.Е. Песковой в журнале «Классный руководитель» (№ 7, 2007г.), которая в свою очередь создана на основе игры, придуманной немецким психологом Г. Хорном.